Количество фирм, работающих по франшизе в нашей стране неуклонно растет. Это видно невооруженным глазом — буквально за несколько лет практически каждый российских город обзавелся собственными МакДональдсами, сетями брендовой одежды, кинотеатрами и так далее. И мало кому придет в голову, что для того, чтобы открыть очередной ресторан в областном центре России, владелец сети специально приезжал из Америки.
Нет, львиная доля всего, что происходит на российском рынке сегодня — это франшиза. К сожалению, сталкиваясь с ней постоянно в быту, мало кто четко представляет себе, что это такое и как извлечь из этого механизма выгоду для себя.
Начнем с определения. Франшиза (французское слово, которое дословно переводится на русский язык как «льгота») — это объект специального договора, представляет собой комплекс благ, куда входит возможность пользоваться брендом и бизнес моделью того, у кого приобретается франшиза. Чаще всего решаются на продажу франшиз опытные компании, имеющие известный в области своей работы бред и знающие, как раскрутить подобный бизнес с нуля.
Немного истории. Зарождение франшизы относят чуть ли не к Средним векам. Раньше, в средневековой Европе, это означало право собирать налоги на определенных территориях. Либо открывать заведения определенного вида (например, пивные), право на это покупалось у короля.
Франшиза в современном её виде зародилась в США в конце 19 века. Подстегнуло её развитие принятие закона о регистрации товарных знаков. После этого узнаваемый бренд сам по себе стал хорошим товаром, так как способствовал быстрому старту для начинающего бизнеса. Первыми компаниями, предлагающими франшизу, стали «General Motors»,“Coca Cola” и так далее.
Сегодня такой механизм начала бизнеса чрезвычайно распространён. Только представьте: открывая свою компанию по франшизе, вы сразу же приобретаете годы развития, которые прошел франшизодатель до вас. То есть, можно сказать, что вы становитесь сразу же владельцем раскрученного бизнеса. Заманчивая перспектива. Франшиза решает кучу проблем, возникающих на первом этапе создания бизнеса. Вам предоставляют модель, которая по-настоящему работает, бренд, опробованный годами. Неудивительно, что по неофициальной статистике (которая собиралась в Америке, у нас пока таких исследований нет), процент разоряемости среди компаний, проработавших 5 лет по франшизе ниже в 4 раза, чем аналогичные показатели среди фирм, основанных с нуля.
Но, как вы понимаете, у всего есть обратная сторона. Для франшизы — это стоимость. Чаще всего она складывается из двух видов выплат: роялти и паушального взноса.
Паушальный взнос — это единоразовая выплата, которую вы платите за то, чтобы вступить в эту сеть, за то, чтобы приобрести возможность пользоваться брендом, бизнес моделью и так далее. Также, в зависимости от вида бизнеса сюда могут входить затраты на оборудование, аренда помещений, их оформление и так далее. Таким образом, паушальный взнос — это все затраты на запуск бизнеса.
Роялти — взнос регулярный. Его периодичность определяется договором. Это плата за поддержку бизнеса, за консультации, обновление оборудования и так далее. Он бывает трех видов:
- фиксированный взнос; в договоре просто определяется сумма, которую вы будете отчислять;
- процент с оборота;
- процент с маржи (с собственно прибыли).
Так вот, эти суммы у иностранных компаний просто заоблачные, и приобрести какую-то известную во всем мире франшизу могут только те, кто уже обладает серьёзным стартовым капиталом.
Но у нас есть менее дорогие, но очень качественные отечественные франшизы. Такая форма взаимоотношений отлично подойдет и для открытия лазертаг клуба.