Лазертаг, в зависимости от места проведения игр, делится на несколько больших групп, основными из которых является:
- внеаренный лазертаг. Оборудование предназначено для эксплуатации на больших открытых площадках – полигонах, которые могут быть как специально оборудованы для игры (то есть, созданы искусственные укрытия), так и оставаться полностью естественной территорией (например, живописный лесной массив с открытыми полянами). В связи с этим оборудование для такого лазертага отличается более мощным поражающим лучом и увеличенной дальностью выстрела.
- аренный лазертаг. В противовес внеаренному – оборудование, предназначенное для игры в крытых помещениях. Как правило, для этого создают специальные арены-лабиринты, оформленные в едином стиле (чаще всего, футуристическом, но это совершенно необязательно), с массой искусственных укрытий и спецэффектов.
Также можно выделить ещё и универсальный тип лазертага, который можно использовать где угодно, и особый, армейский лазертаг, не предназначенный для массового коммерческого проката и применяющийся для подготовки военных.
Остановимся на сравнении аренного и внеаренного лазертага. Что, в первую очередь, интересует начинающих бизнесменов, находящихся на этапе выбора бизнес направления? Затраты на начало бизнеса и сроки его окупаемости. Вот на эти параметры мы и обратим внимание:
- Затраты на открытие бизнеса:
- внеаренный лазертаг. Все ведущие производителя лазертаг оборудования, которое используется, в основном, для этого вида лазертага, говорят о суммах от 200 до 500 тысяч рублей. Разумеется, сюда входит только цена оборудования, но все остальные траты во внеаренном лазертаге очень незначительны, при желании, их можно совсем минимизировать, использовав для полигонов естественные площадки (конечно, игры на таких площадках будут менее зрелищны, но для начала неплохой выход).
- аренный лазертаг. Здесь речь идёт уже о совершенно других суммах. Так, одна из крупнейших сетей лазертаг арен «Портал», в своей статье о франшизе говорит о том, что сумма инвестиций, необходимых для открытия такой арены, начинается от 3 миллионов рублей. А еще сюда надо приплюсовать стоимость их франшизы и ежемесячного взноса и стоимость аренды достаточно большого помещения для игры. Такие помещения часто снимаются в торгово-развлекательных центрах, и цены там далеко не маленькие.
2. Сроки окупаемости.
- внеаренный лазертаг. Здесь называются разные сроки, это и понятно, ведь окупаемость зависит от степени загрузки оборудования, то есть, от того, как часто будут проводиться игры. Так, по одному из расчетов, при 10 игровых часов в неделю оборудование для внеаренного лазертага окупиться за 16 недель, то есть приблизительно 4 месяца.
- аренный лазертаг. Здесь тоже оговаривают уже совсем другие сроки. Тот же «Портал» говорит о 18 месяцах, при активной работе.
Таким образом, мы видим, что эти разновидности лазертага относятся к разным ценовым категориям бизнеса. Аренный лазертаг никак нельзя назвать дешёвым, особенно в сравнении с внеаренным «сорбатом». Но, разумеется, он имеет и ряд серьёзных преимуществ, так как рассчитан на более массовую аудиторию, которая хочет отдыхать максимально комфортно, не выходя из привычной атмосферы торгово-развлекательных центров. Также аренный лазертаг не зависит от погодных условий.
И всё же пока арены актуальны только для крупных городов, в основном, для миллионников. В других условиях они, к сожалению, демонстрируют слабую выживаемость из-за высокой стоимости оборудования и аренды. Приходится повышать цены на игру, а это снижает спрос. Статистика также неумолимо свидетельствует о том, что в большинстве городов ещё не очень хороший экономический климат для открытия арен. Так, если количество внеаренных лазертаг клубов по разным оценкам перевалило за 500 только у одного лазертаг производителя, то тот же «Портал» пока насчитывает 10 клубов.